Психодиагностика - (англ. psychodiagnostics; от греч. psyche — душа + diagnosis — распознавание, определение) наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.
Психодиагностика как научная дисциплина опирается на общепсихологическое знание диагностируемых свойств. Собственной методологической основой психодиагностики выступает психометрика, в т. ч. дифференциальная психометрика — наука об измерении индивидуально-психологических различий.
Психометрика разрабатывает технологию создания психодиагностических методик — тестов — и формулирует набор психометрических требований, которым они должны отвечать. В их число входят требования надежности — внутренней согласованности частей теста и воспроизводимости результатов при повторном тестировании; валидности — отражения в результатах теста именно того свойства, для диагностики которого он предназначен; достоверности — защищенности теста от влияния на результаты стремления обследуемого изменить их в желательную для него сторону; наличия репрезентативных норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющий оценить степень отклонения от средних значений любого единичного показателя. Психометрические требования в разной степени приложимы к разным группам тестов: в наибольшей степени — к объективным тестам и личностным опросникам; в наименьшей степени — к проективным техникам.
Предыстория психодиагностики как практики прослеживается с III тыс. до н. э., к этому периоду относятся сведения о существовании в ряде стран Древнего Востока систем конкурсных испытаний для детей, претендующих на государственные должности или желающих приобщиться к религиозной мудрости. Однако собственно история психодиагностики как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выявления индивидуальных особенностей берет начало лишь с конца XIX в. Первые объективные психологические тесты для измерения определенных характеристик восприятия, памяти и др. были разработаны в 1884-1885 гг. Ф. Гальтоном, обследовавшим по ним (параллельно с рядом антропометрических измерений) многие тысячи людей. Работы Гальтона положили начало бурному развитию и широкому распространению тестов, направленных на психодиагностику отдельных элементарных психологических функций. Следующий этап развития психодиагностики приходится на начало XX в. и связан прежде всего с именем А. Бине, положившим начало разработке методов психодиагностики умственного развития (и умственной отсталости), рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этих исследований В. Штерном был предложен коэффициент интеллекта (IQ) как интегральная характеристика уровня интеллектуального развития обследуемых. Несмотря на постоянную критику самой идеи и методов измерения IQ, психодиагностика интеллекта получили широкое распространение в различных отраслях практики и активно используется по сей день.
Одновременно возникают первые проективные техники — методики психодиагностики глубинных личностных структур, основанные на методическом принципе проекции — метод свободных ассоциаций К. Юнга (1905) и тест Г. Роршаха (1921). Однако расцвет проективных методов начинается с конца 1930-х гг., когда в связи с широким распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала особенно актуальной. Чуть позже — в 1940-60-е гг. — наступает период расцвета личностных опросников, первые образцы которых были созданы в 1920-е гг.
В нашей стране, начиная с работ Г. И. Россолимо (1910-е гг.), проводилась большая работа по созданию и адаптации методов психодиагностики интеллектуального развития, распространение которых приняло в 1920-х — нач. 1930-х гг. массовый и неконтролируемый характер (против чего выступали многие психологи, в том числе Л. С. Выготский и П. П. Блонский). Распространенная практика некритического отношения непрофессионалов к результатам тестирования и скоропалительного вынесения на их основе административных решений послужила поводом для прекращения в СССР всех исследований в области психодиагностики, а также ее практического применения (постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936). Возвращение психодиагностики в советскую психологию произошло лишь в 1960-70-х гг.
Психодиагностика как прикладная отрасль психологии включает в себя помимо методического обеспечения умение психодиагноста контактировать с обследуемым в различных психодиагностических ситуациях (ситуация клиента, экспертизы и др.); технологию регистрации результатов обследования, составления диагностического заключения по результатам обследования и предоставления клиенту обратной связи о результатах; профессионально-этические стандарты и требования к диагносту (профессиональная компетентность и ответственность психодиагноста, конфиденциальность и нераспространение психодиагностической информации, сохранение профессиональной тайны и ограничение доступа непрофессионалов к психодиагностическим методам, соблюдение принципа благополучия клиента, право клиента на получение информации о целях и основных результатах обследования, принцип психокоррекционного эффекта обратной связи, а также соответствие используемых методик целям обследования и психометрическим требованиям).